Отдел сопровождения и поддержки замещающих семей и развития семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Положение об отделе сопровождения и поддержки замещающих семей и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Государственного бюджетного учреждения «Центр профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Моя семья» (скачать)
 

Начальник отдела - Текоева Залина Сергеевна

Главный специалист – специалист с высшим образованием;

Ведущий специалист – специалист с высшим образованием;

Специалист – специалист с высшим образованием. 
 
 
 
Отдел сопровождения и поддержки замещающих семей и развития семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предназначен для:
 
- организации и обеспечения профессиональной консультативной, юридической, психолого – педагогической помощи детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим семьям;
- организации работы по психологическому тестированию и психологической оценке граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями), приемными родителями и усыновителями;
- разработки и реализации плана мероприятий по профессиональному сопровождению детей, а также семей, принявших на воспитание ребенка (детей);
- ведения личных дел клиентов Учреждения;
-¬ оказания содействия органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве несовершеннолетних, в семью, на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью и в государственные учреждения в установленном законом порядке;
- индивидуальной работы с кандидатами, обратившимися в банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- внедрения новых форм и технологий деятельности по сопровождению и поддержке замещающих семей;
- участия в республиканских мероприятиях (конференции, семинары, тренинги и т.п.) по вопросам, относящимся к компетенции службы сопровождения.
 
Специалисты отдела
 
ФИО специалистов, должность, район, а также их рабочие телефоны 
Телефон отдела (867-2)76-29-93
 
 

«Моя семья» помогает быть приемным родителем или психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей в Северной Осетии

«Обеспечение благополучного и защищенного детства…». Именно с этих слов начинается постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания о республиканской стратегии действий в интересах детей от 29.12.2012г. и именно это ставит во главе своей работы ГБУ Центр «Моя семья», открытый в январе 2013 г.
 
Удовлетворение потребностей детей и семей с детьми в оказании психологической помощи в кризисных ситуациях, социальном сопровождении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же замещающих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации – это главная цель открытия данного учреждения.

В центре функционируют четыре отдела:

- отдел профилактики социального сиротства и раннего вмешательства;
- отдел сопровождения и поддержки замещающих семей и развития семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- отдел постинтернатного сопровождения и социальной адаптации;
- информационно – методический отдел (ресурсный центр).
 
Психолого-педагогическое сопровождения замещающих семей (все формы устройства), одно из важнейших направлений не только деятельности центра, но и профилактики социального сиротства в целом, в особенности вторичного отказа и подготовки кандидатов в будущие замещающие родители. Описанию именно этого опыта будет посвящена данная статья. 

Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Северной Осетии, как и в других регионах страны, признано приоритетным. Изо дня в день специалисты, работающие в этой области, ищут новые пути преодоления одного из социальных недугов – сиротства. Всем очевидно, что жизнь ребенка даже в самом красивом детском доме далека от семейной, поэтому квалифицированная помощь в создании оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей, данной категории - необходимое условие для формирования благополучной семьи. Такая помощь, как правило, бывает разнонаправленной (психологическая, педагогическая, юридическая, социальная) и определяется в ходе комплексного подхода в работе с семьей.

В центре внимания решаемых вопросов отдела сопровождения замещающих семей, стоит оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семьям, желающим стать или уже ставшим в категорию замещающих. В связи с этим главными направлениями работы отдела являются:

1. Участие в выборе семьи для конкретного ребенка (детей).

Специалисты отдела распределены по всей республике и находятся в непосредственной территориальной близости к семьям, т.е. они «прикреплены» к специалистам отделов опеки и попечительства (далее ООиП) каждого районного УСЗН (двенадцать районов по республике) и погружены в ежедневные проблемы семей, состоящих на учете в ООиП. Кроме того они консультируют всех граждан, желающих взять приемных детей на воспитание во время их первичного обращения в ООиП. Это дает возможность получения максимальной информации о семье кандидата, определить ведущий мотив устройства ребенка в их семью, помочь в выстраивании правильного пути к созданию замещающей семьи. В некоторых случаях именно во время первой беседы с клиентом психолог выявляет мотив, не соответствующий интересам ребенка-сироты и подводит семью к отказу от такого желания, что является своего рода предотвращением вторичного отказа от ребенка.

Если же семья по первым впечатлениям и полученной в ходе комплексного психологического обследования информации получает положительную характеристику, она направляется в «Школу приемных родителей», которая так же открылась при Центре и успешно ведет свою деятельность, обучая кандидатов в приемные родители, к созданию оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающей семье.

Психологическое обследование является добровольным, но в нашем регионе его проходят практически все, так как кандидаты сами в большей мере хотят узнать и оценить свои возможности в процессе воспитания приемного ребенка, личностные ресурсы и получить квалифицированную консультативную помощь от специалистов данного профиля. В целом обследование включает в себя первичное собеседование, анкетирование, тестирование, а так же домашний визит для более глубокого определения психологической атмосферы внутри семьи. Такая практика весьма результативна, так как во время общения с кандидатами непосредственно «на их территории», беседа носит менее официальный характер, можно понаблюдать за взаимодействием кандидата с другими членами семьи, посмотреть насколько они готовы к принятию ребенка в семью и т.д. Индивидуальная работа с кандидатами, обратившимися в последующем в банк данных о детях-сиротах, дает возможность создать замещающую семью, с учетом обоюдных особенностей, как ребенка, так и родителей. По завершению всех этапов обследования составляется психологическая характеристика семьи, в которой помимо описания личностных особенностей людей, отражается мнение специалиста по поводу готовности принятия в семью кандидатов приемного ребенка. Как показывает опыт количество граждан, желающих стать приемным родителем и полностью готовые удовлетворять потребности ребенка в создании гармоничных условий для жизни ребенка в семье значительно превышает в общем показателе. К примеру с начала 2013 года было дано 40 положительных характеристик, из заявленных 45.
 
Следующий этап работы после передачи ребенка в семью – сопровождение.
 
otdel soprovogdenya 
 
2. Оказание профессиональных консультативных услуг замещающим семьям, как детям, так и родителям.
 
Воспитание приемного ребенка в замещающей семье в определенных ситуациях сопряжено с трудностями, главной чертой которых чаще всего является отношение родителей к приемному ребенку, а не наоборот. Процесс взаимной адаптации родителей и ребенка - это то, с чего наши специалисты начинают работу с каждой замещающей семьей, не зависимо от формы семейного устройства. Этот процесс представляет собой сложную динамику образования новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы, каждый из которых сопряжен с кризисом. По своему содержанию такой кризис, как и семейный кризис в целом, можно отнести либо к «нормативным», означающим естественные для семьи переходные моменты привыкания людей друг к другу, либо «ненормативным», т.е. неожиданно возникающем на любом этапе адаптации, связанным с переживанием негативных жизненных событий. Результат взаимной адаптации зависит от ряда факторов. Одним из них является сама семейная система, её ресурсностью и готовность к приёму детей. Другим выступает ребенок, вносящий свои проблемы в становление и развитие замещающей семьи, попадая в нее с нарушенным типом привязанности, со сформированными в условиях жизни в семье «группы риска» и сиротском учреждении установками поведения и взаимодействия с окружающими.

Для преодоления указанных трудностей ребенку необходимы условия, отвечающие его ведущим потребностям в любви, заботе, безопасности, защищенности, а так же потребностям в получении впечатлений, общения, социальных контактов, двигательной активности, комфортности, динамичности и открытости.

Очевидно, что большинство приемных родителей готовы к изменениям, связанными с воспитанием приемного ребенка, но не знают, что и как надо делать. В таких случаях им в помощь бывают наши специалисты, которые уже хорошо знакомы с ними и готовы мобильно отреагировать на любой запрос от родителей. Они оказывают диагностические, информационно-просветительские, консультативные (индивидуальные, семейные) и терапевтические услуги. Кроме того с целью приобретения новых знаний и навыков по вопросам воспитания и развития приемного ребенка, предоставления возможности для получения взаимной поддержки и обмена личным опытом для всех замещающих семей созданы «Клубы приемных родителей», которые функционируют на базе каждого территориально округа республики. Такая форма работы весьма результативна, так как участники имеют возможность получить не только рекомендации профильных специалистов, но и услышать совет от приемного родителя, который вероятно столкнулся с подобной ситуацией. Такие клубы сотрудничают с республиканскими благотворительными фондами, православными организациями, частными спонсорами.

Повышение статуса замещающих семей в обществе, пропаганда здорового образа жизни семейного устройства детей-сирот и объединение усилий общественности, органов власти и бизнеса к решению проблем детей и сиротства, является главной целью в организации массовых мероприятий для замещающих семей, которые организовываются нашим Центром. К таковым относятся празднование календарных мероприятий (день защиты детей, день семьи, новый год, рождество и т.д.), либо других видов частных мероприятий для замещающих семей («выходные в деревне», открытие развлекательного клуба для детей и т.д.). С момента открытия учреждения в подобные мероприятия привлечены свыше пятидесяти замещающих семей, дети которых помимо массы положительных впечатлений и радости от праздников, получили памятные призы и подарки от спонсоров за участие в конкурсах и эстафетах.

Обилие научно-популярной литературы по вопросам воспитания детей и установления детско-родительских отношений, с одной стороны, стимулирует заинтересованность родителей в получении элементарных психолого-педагогических знаний, с другой стороны, большая часть отмечает, что после прочтения подобной литературы все кажется очевидным и доступным, а на практике снова сталкиваются с трудностями. Совершенствование в области психолого-педагогического сопровождения замещающих семей предоставляет возможность для абсолютного большинства замещающих семей получить своевременную квалифицированную психолого-педагогического помощь.
 
Начальник отдела сопровождения
и поддержки замещающих семей
ГБУ «Центра профилактики
социального сиротства и развития семейных
форм устройства детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, «Моя семья» Залина Текоева
РСО-Алания