Проблемы формирования семейных отношений у выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Воспитание ребенка должно начинаться в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания и самообладания.

В условиях семейного воспитания путь становления ребенка проходит с опорой на целый ряд позитивных факторов, которые составляют преимущества семьи.

Ребенок-сирота лишен возможности воспитываться в благополучной полноценной семье, поэтому свой жизненный опыт он черпает, проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности. Эта ситуация приводит к тому, что выпускник не осознает объективную необходимость опоры в жизни только на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание своих индивидуальных особенностей.

Многие боятся самостоятельной жизни и после выхода из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество.

Уровень подготовки выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной семейной жизни на практике показывает, что представления у выпускников о семье зачастую не соответствуют общепринятой норме, а умения и навыки, необходимые им в семейной жизни, сформированы на недостаточно высоком уровне.

Воспитанникам учреждений для детей-сирот свойственно сильное желание создать нормальную семью. Но, несмотря на это, выпускники испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении.

Особенно трудным для ребенка-сироты оказывается в дальнейшем освоение роли семьянина, что может провоцировать проблему социального сиротства в последующих поколениях.

Проблема подготовки выпускников детского дома к самостоятельной жизни требует большего внимания. Следует отметить, что эта проблема не может быть преодолена ребенком-сиротой самостоятельно, без помощи со стороны лиц, заинтересованных в его успешной социализации.

Специалистами отдела постинтернатного сопровождения оказывается помощь всем выпускникам в решении бытовых, правовых и других проблем, с целью компенсировать отсутствие навыков социальной компетенции, необходимых в самостоятельной жизни.

Лебедева М.Г.

Ведущий специалист отдела постинтернатного 

сопровождения ГБУ «Центр «Моя семья»