Дорога в грядущий день

О причинах всплеска социального сиротства спорят социологи, педагоги, психологи, теоретики и практики. Большинство склоняются к мысли, что причина в социально-экономическом кризисе, постоянном росте цен, безработице и на этом фоне алкоголизм родителей и распад семьи. Позволю себе возразить этим выводам. Ведь были и более сложные времена, однако родители не увлекались «зеленым змием», семьи не распадались и детей содержали, как могли, воспитывали и не бросали их. 

 

Что касается снижения традиционного семейного уклада, снижения ответственности родителей и утрату воспитательного потенциала системы образования, порожденных эпохой перемен - обществу надо задуматься!

В первый год своей работы отдел постинтернатного сопровождения поставил на учет 38 выпускников детских домов. Сегодня мы оказываем сопровождение 132 выпускникам детских домов. Примечательно, что подавляющее большинство из них 94 (71,2%)дети, оставшиеся без попечения родителей (так называемые социальные сироты), и лишь 38 (28,7%) собственно сироты.

За короткий срок, начиная с чистого листа, опираясь на собственный опыт и совмещая современные идеи и концепциис богатым опытом прошлых лет, создали систему оказания поддержки подросткам с трудной судьбой после их выпуска из детских домов.

Мы пришли к убеждению, что для успешного сопровождения выпускников, преодолению так называемого «кризиса выпуска», необходимо начинать свою работу с ними на площадках детских домов. За это время специалисты отдела не только знакомятся с будущими выпускниками, но изучают их особенности, социальные контакты. Работая в детских домах, мы находим полное понимание руководителей этих организаций.

Неоценимую помощь специалистам отдела, в том числе и после выпуска, оказываютзаместитель директора по социальной работе Шестакова Л.Б. и социальный педагог Константинова В.В. из ДД «Хуры тын», зам. директора по соцработеСурхаева Р.И. и соцпедагогДзарасова А.Б. из ДД «Виктория»,зам. директора по воспитательной работе Закрияева Л.П., соцпедагогиКатаева М.Г. и Кизинова А. С. из ДД «Надежда», имеющие богатый опыт работы с сиротами и оставшимися без попечения родителей.
Мы не ждем, когда выпускники детских домов обратятся к нам за помощью, как и положено по регламенту, а сами выявляем их проблемы и решаем совместно с ними во взаимодействии с учебными заведениями.

Приоритетным направлением в своей работе считаем помощь вчерашним воспитанникам детских домов к адаптации в учебных заведениях профобразования, получении специальности, чтобы по завершении обучения быть востребованным на рынке труда. Выпускники детских домовзачисляются в учебные заведения профобразования, там же им предоставляется общежитие для проживания на время обучения. В вузах республики обучаются 9 выпускников детских домовв т.ч., прославившая республику Зинкина Люба. Большинство обучаются в техникумах и ПУ. Мониторинг и контроль за их учебной деятельностью и проживания в общежитиях, оказание необходимой поддержки - эта повседневная работа специалистов отдела. И здесь, к сожалению, мы сталкиваемся с общероссийской проблемой выпускников детских домов – отсутствие мотивации к обучению, неправильный выбор профессии и неподготовленность к самостоятельной жизни.

Благодаря усердию специалистов отдела наши подопечные заканчивают обучение. К примеру, Владислав, обучаясь в строительном техникуме, не проявлял особого интереса к учебе, не раз был на грани отчисления. Сегодня он продолжает обучение в ГГАУ, первый семестр закончил на «хорошо» и «отлично». Александр систематически пропускал учебные занятия в СОГПИ, совместная работа с учебным заведением принесла успех, заканчивая учебу, готовится к преддипломной практике. Аналогичная ситуация с Владой из торгово-экономического техникума, Фатимой из финансового техникума и других.

И здесь мы находим полное пониманиесоцпедагога строительного техникума Лазаровой Р.Г.,соцпедагога ВМТ Кочиевой Ф.Я., соцпедагога ПУ№5 Зангиевой С.Б., директора спецПУ открытого типа Кудакова В.Л. и заместителя директораМамукаевой Т.П., соцпедагога ПУ №8 Цораевой А.И., зав.учебной частью торгово-экономического техникума Сугаровой С.К., директора аграрного колледжа ГГАУ Кокоева Х.П. и его заместителя по воспитательной работе СакиевойР.Дз., заместителя по воспитательной работе колледжа электроники Стреляевой Э.А. и соцпедагогаЦаболовой С.В., заместителя директора Финансового колледжа по воспитательной работе Карапетян И.С., начальника учебной части Мелковой В.Г. и куратора группы Шабанова Ю.П. и других.

Но бывает, что и у нас не всегда получается. Мария К., девочка одаренная, с отличием закончила художественное училище. Благодаря директору Центра «Моя семья» и неравнодушных должностных лиц была направлена в С.-Петербургскую престижную художественную академию им. Штиглица, однако в день перед отъездом почему-то передумала. Вопрос остается открытым-почему?Денис в свои 16 лет оказался в трудной жизненной ситуации, более того, он из т.н. «группы риска». Нашаработа, к сожалению, не дает результата.Считаю, для решения аналогичных вопросов необходимо более активная работа в межведомственном взаимодействии всех заинтересованных служб.
Распоряжением Главы РСО-Алания Битарова В.З. за каждым выпускником детских домов 2016 г. закреплены министерства и ведомства республики, которые, надеемся, окажут положительное влияние на решении многих жизненных вопросов вчерашних воспитанников детских домов.

Надо признаться, что, к сожалению, нерешенным остается проживание выпускников детских домов после завершения профобразования, до получения ими социального жилья в порядке очередности согласно РЗ №68 от 22.12.2005г. «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решением проблемы, на мой взгляд, стало бы создание и обустройство социальной гостиницы в одном из общежитий г. Владикавказадля временного пребывания выпускников ДД по завершении профобразования до получения ими социального жилья в порядке очередности), а также пребывания обучающихся на время каникул.

 

 

 

Выявляя проблемы и видя пути их решений, мы уже просто обязаны призывать к обсуждению, поиску наиболее приемлемых вариантов для решения вопросов, связанных с организацией дальнейшей жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов. Это наше государственное задание, профессиональный и гражданский долг.


В.Мелкоев Начальник отдела постинтернатного сопровождения