Дезадаптация, что это………

Обострение социальных и экономических проблем российского общества привело к росту числа детей — социальных сирот, воспитывающихся в детских домах или школах-интернатах для детей-сирот. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают значительные трудности социальной, в том числе школьной, адаптации. В связи с этим возникает необходимость изучения особенностей их адаптации.

Учащиеся, воспитывающиеся в детском доме, составляют особую категорию дезадаптированных детей и подростков. Во-первых, они поступают в детский дом, уже будучи дезадаптированными, а во-вторых, их личностное развитие протекает в психологически особых жизненных условиях, где социальная микросреда негативно перегружена. Среди детей-дезадаптантов в интернатных учреждениях преобладают учащиеся с отклонениями в поведении, трудностями в обучении, общении. Они имеют сенсорное недоразвитие, задержку психического развития и интеллектуальную недостаточность.

Такие дети в условиях школы не способны справиться с социальной ролью ученика, с трудом осваивают учебную деятельность, что приводит очень часто к школьной дезадаптации и, как следствие, к общей средовой дезадаптации и социальной отгороженности.

Согласно исследованиям психологов, основной процент появлений школьной дезадаптации приходится на 1-й, 2-й классы, а также в переходные периоды на основной ступени обучения — 5, 6, 9-е классы. Дети-сироты, воспитывающиеся в детских домах, дают высокий процент дезадаптации на любой ступени обучения.

Воспитанники в большинстве своем не понимают значимости учения, своей роли ученика, воспринимают учёбу как тягостную повинность, пропускают занятия в школе, равнодушно относятся к школьной общественной жизни.

В работе с воспитанниками детского дома необходимо учитывать:

- учет индивидуальных и психологических особенностей воспитанников;

- принцип доступности (весь материал подбирался с учетом знаний, умений и навыков воспитанников и был доступен для понимания);

- принцип добровольности (никого не заставляли заниматься насильно, т. е. учитывалось желание ребят);

- принцип уважения личности и доброжелательности (педагоги терпеливо проводили свою работу, стараясь максимально заинтересовать ребят);

- принцип взаимодействия всех специалистов (только таким образом можно изменить ситуацию, т. к. силами одного психолога или социального педагога это сделать практически невозможно).

Таким образом, школьная дезадаптация — это обратимый процесс. Он предполагает психолого-педагогическую диагностику, включение учащихся в социальные и внутришкольные отношения, регуляцию отношений учителей и учеников, использование всех положительных возможностей школы. В этом процессе должны быть взаимосвязаны и скорректированы интересы учеников и учителей, школы и детского дома. Создание микросоциума, готового понять и принять проблемного ребёнка, не может быть осуществлено без специально организованной помощи и поддержки.

Для успешного преодоления школьной дезадаптации необходимо повышение компетентности педагогического состава, работающего с воспитанниками детских домом, в области коррекционного образования. При организации работы с такими детьми необходимо учитывать особенности их психического развития; знать специфическое отношение детей к успеху-неуспеху, оценке и результату; знать причины и факторы, вызывающие проблемы школьной дезадаптации, уметь вовремя их диагностировать и строить в соответствии с этим коррекционную работу.


Отдел постинтернатного сопровождения и социальной адаптации