Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все виды деятельности происходят с искажением. Когда воспитанники начинают самостоятельную жизнь, то оказываются не готовы к ней. Воспитанники детского дома часто оказываются в условиях недостаточности или специфичности социальных контактов, несоответствующих возрасту индивидуальной особенности детей. Дети, в закрытых учреждениях, часто отличаются от своих сверстников замкнутостью, недоверием к окружающему миру.

Тяжесть последствий социальной депривации и трудностей компенсации зависит от возраста, в котором ребенок лишился полноценных и устойчивых социальных отношений, а также от продолжительности и глубины нарушения контактов. Следует отметить, что со временем последствия социальной депривации могут быть частично преодолены. Степень доверия, в котором ребенок проникается к миру, другим людям и самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой о нем заботе. Если младенец получает все, что ему нужно, и не испытывает дискомфорта, если его потребности быстро удовлетворяются, с ним постоянно разговаривают и играют, достаточно его ласкают, то он начинает считать, что мир уютное место, а люди достойны любви и доверия.

Ребенок, который в первые годы своей жизни получил достаточно внимания, является эмоционально уравновешенным, доверяет людям, умеет устанавливать социальные контакты. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существует прошлый негативный опыт, который не дает им установить прочные социальные связи.Также у ребенка отсутствует чувство безопасности и защищенности, которое связано с привязанностью к матери.

Привязанность - это устойчивые эмоционально-психологические связи ребенка с любящими людьми. Она проявляется по отношению к людям, которые заботятся о ребенке, удовлетворяют его потребности и обеспечивают ему эмоциональную комфортность.Способность к любви и привязанности ˗ фундаментальная характеристика нормального развития, которую называют в качестве критерия психического здоровья все крупные ученые и психотерапевты, начиная с Фрейда. Неизбежная нестабильность и многочисленность социального окружения в сиротских учреждениях, отсутствие ключевой фигуры, принимающей на себя заботу о ребенке, сопровождающей его на протяжении жизни, обеспечивая чувство стабильности, надежности и защищенности, создает крайне неблагоприятные условия для формирования привязанности и эмоционального развития ребенка, способствует разрушению естественного стремления ребенка к близости и любви.

Недостаток материнской любви искажает привязанность. У детей можно наблюдать боязливость, высокую тревожность, сниженную самооценку. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тревожность является условием пережитой психологической травмы. Также дети, пережившие насилие, отличаются повышенным уровнем тревожности, частыми эпизодами депрессии, неумением устанавливать эмоциональные и физические границы в общении, нарушенной полоролевой идентификацией. Этой же причиной вызваны неуверенность в себе и трудности в преодолении сложных ситуаций.

Данные негативные факторы можно изменить с помощью воспитательного подхода, который перестраивает отношения взрослых и детей. Воспитательный подход должен осуществляться разные направления. Должен охватывать физическое воспитание, трудовое, нравственное и патриотическое.

Таким образом, вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности. И более того, есть все основания полагать, что именно психологический фактор является причиной не только социальный и психологических, но и соматических отклонений, которые возможно скорректировать.

Отдел постинтернатного сопровождения и социальной адаптации.