Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома

Подготовка воспитанников к успешной самостоятельной жизни в современном социуме – основная задача учреждений социальной поддержки детства. Изменение общественных и социо-культурных требований к выпускникам образовательных учреждений вызывает необходимость нового подхода к формированию социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитательные системы в учреждениях социальной поддержки детства должны формировать жизнеустойчивую личность на основе субъектного, личностно – рефлексивного, интерактивного и здоровье сберегающего подходов в воспитании и обучении. Жизнеустойчивая личность характеризуется умением сделать правильный выбор в резко меняющемся социуме, ориентируется на саморазвитие, способна вести здоровый образ жизни.

Для обеспечения более успешного вхождения выпускников детских домов в систему общественных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, цель которой - помочь ребенку восполнить дефицит общения, контактов и социальных ролей, естественный для обычных детей.

Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:

1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер;

2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе;

3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства — утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;

4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.

Существует ряд факторов, препятствующих успешной социально-трудовой адаптации выпускников. Выпускники не принадлежат ни к одной социальной группе, не имеют семьи, а после выпуска лишаются принадлежности к своему учреждению.

Значительное отклонение в состоянии здоровья и в психическом статусе. Особенности психического развития, что проявляется в первую очередь во взаимоотношениях с окружающими.

Несформированность семейных установок, готовность к созданию семьи. В основном они не могут создать полноценные семьи из-за слабо развитого чувства ответственности и из-за безразличия к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь. Мотивация общения, как можно больше получить помощи и услуг.

Недостаточное освоение бытовых навыков и умений.

Отсутствие помощи и поддержки семьи, отсутствие эмоционально-близких отношений со значимыми людьми. Этим определяется в основном страх перед выпуском. У ребят остро стоит проблема выбора значимых лиц, на которых бы они могли положиться.

Существует направление — подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к профессиональной деятельности. Если раньше основными задачами педагогов в этом направлении являлось — подготовка воспитанников к труду на государственных предприятиях по массовым рабочим профессиям, то сейчас поставлены иные акценты.

Во-первых, создать условия для развития личности каждого ребенка путем вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества.

Во-вторых, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.

В-третьих, развитие у них самостоятельности, ответственности, инициативности, стремления, к честности и порядочности.

В-четвертых, формирование у выпускников детских домов профессиональной компетентности в выбранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью.

В-пятых, воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая экологическая, правовая культура). В соответствии с такой постановкой задач меняется направление трудовой и профессиональной подготовки.

Постинтернатная адаптация воспитанников детских домов является очень важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающимся с реальностью только отдельными сторонами.

Необходимо, помочь выпускнику перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни.