Одиночество в жизни сироты

Сирота - это слово обозначает не только социальное положение ребенка, воспитывающегося в детском доме, но и внутреннюю психологическую программу, по которой ребенок приучается жить. Подростковый возраст - трудный, критический, для любого человека, в т.ч. для воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Большинство из них не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Исследования свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие. У детей, лишённых родительского попечительства, масса проблем, которые неведомы их сверстникам из полноценной семьи.

Стержневым процессом в развитии подростков является становление личности как инструмента построения и регуляции социальных отношений человека. Огромное значение для ее эффективного развития в этот период имеет социальная ситуация развития как система уникальных отношений подростка с миром, в первую очередь, с его ближайшим социальным окружением. Специфика данного окружения может оказывать существенное влияние и задавать особенности процессов развития личности. Проживание и воспитание подростка в детском доме создает очень специфичные для развития личности условия, значительно отличающиеся от условий социализации в семье. В детском доме подросток постоянно находится в кругу сверстников, при этом его контакты со взрослыми ограничиваются воспитателями в детском доме и учителями в школе, а родительская забота задает особые предпосылки для формирования социальной ситуации развития подростков. Одиночество как явление является необходимым следствием отделения личности человека от социального «Мы», которое в онтогенезе возникает раньше индивидуального «Я». Именно поэтому обостренное переживание чувства одиночества весьма характерно для подростков и юношей, так как является следствием нового скачка в развитии личности. Считается, что они переживают одиночество и отчужденность по причине устойчивого дисбаланса в системе отношений «личность-среда». Условия жизни в детском доме, определяя специфику системы социальных отношений подростков, несомненно, могут сказываться как на особенностях личности, так и на переживании чувства одиночества. Несмотря на то, что воспитанник детдома почти никогда не остается один, он, конечно же, испытывает это чувство. Необходимо отметить, что подросток, проживая в детском доме, зачастую не воспринимает эти условия как что-то отрицательное, к группе сверстников он может испытывать чувства, близкие родственным, братско-сестринским. В определенной степени это компенсирует разнообразные негативные переживания, связанные с отсутствием семьи, как например, чувство своей заброшенности и ненужности. Однако в полной мере такая группа все же не может дать ему всего того, что дает семья. Это особенно ярко проявляется в ситуациях, когда подросток оказывается, исключен из группы сверстников в детском доме либо находится в состоянии разногласий или даже конфликта с ней. В таком случае одиночество может обостриться и переживаться более тяжело вследствие нехватки близких отношений в семье, поскольку в обычных условиях семья может стать прочным тылом или хотя бы прибежищем для подростка в подобных ситуациях, тем самым компенсируя остроту переживания им своей изоляции от сверстников. В связи с этим, после выпуска из детского дома, подростки возвращаются к своим семьям, которые их бросили в поиске той самой любви, заботы, которой им не хватает. Но, к сожалению и там ее не находят. В свою очередь детский дом старается создать атмосферу семьи, что бы немного сгладить переживания, опасения с которыми приходит к ним ребенок-подросток.

Отдел постинтернатного сопровождения