Проблемы выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ-интернатов испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе.
Длительное проживание в интернатном учреждении и специфика первичной социализации таких детей, затрудняет формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков. Также причины затруднений социализации связаны с тем, что их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Играет роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром данной категории.
Наблюдаются следующие проблемы, которые на наш взгляд затрудняют социализацию выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений:
1. Проблемы в личностной сфере:
- отсутствие опыта социальных контактов, трудности в общении (неумение общаться);
- нет устойчивой мотивации;
- несформированность потребности и способности трудиться;
- нет потребности в саморазвитии;
- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни;
- отсутствие опыта жизни в семье;
- отсутствие нравственного иммунитета;
- отсутствие здоровья.
2. Проблемы профессионального самоопределения.
Выпускники коррекционных учреждений получают свидетельство об окончании школы-интерната и вместо государственной итоговой аттестации (ГИА) сдают выпускной экзамен по труду. Официально ребёнок заканчивает 8 классов, но фактически он осваивает программу 5-6 класса общеобразовательной школы.
Выбор учебных заведений и специальностей, как правило, ограничен представляемым списком, который, в свою очередь, также ограничен количеством учебных заведений, согласных на обучение выпускников коррекционных учреждений. После окончания обучения в специальной (коррекционной) школе-интернате выпускники поступают учиться в профессиональное училище и проживают в общежитии при учебном заведении. В Республике выбор специальностей невелик: «маляр-штукатур», «повар», «мастер отделочных работ». Круг профессий из года в год один и тот же.
3. Проблемы обеспечения жильем.
Так же они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья (льготная очередь не всегда подходит к моменту окончания воспитанником училища и дети заканчивая училища, оказываются на улице), поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и др. Труд и трудовая адаптация детей с нарушением интеллекта далеко не всегда проходит успешно. После окончания учреждений начального профессионального образования была заметна тенденция к частой смене работы выпускников, значительная часть их либо не работает совсем, либо работает не по приобретенной специальности.
Можем ли мы помочь этим детям.
Как можно помочь, не навредив? Безусловно, это задача общая: самого ребёнка, специалистов образования и социальной защиты, педагогов, психологов, представителей опеки, воспитателей, сотрудников благотворительных и общественных организаций, волонтёров коммерческих компаний и просто неравнодушных людей.
«Разумная благотворительность». Не развлекать, одаривать, а мотивировать и просвещать. А так же предоставить дополнительное обучение и содействие в трудоустройстве в коммерческие и государственные компании.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта было и остается становление личности каждого ребенка в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Однако без поддержки государства (законодательных, финансовых, информационных ресурсов и пр.) существенных позитивных изменений добиться в этой сфере достаточно сложно.
Лебедева М.Г.
Ведущий специалист отдела постинтернатного
сопровождения ГБУ «Центр «Моя семья»